Пояснительные записки Джеральда Уайльда о гомеостазе и целевом риске.
Gerald J.S. Wilde // Target Risk Dealing with the danger of death, disease and damage in everyday decisions. Explanatory notes written by Gerald J.S. Wilde What's been said about Risk Homeostasis and Target Risk // PDE Publications. Toronto, Ontario, Canada, 1994.
Перевод проф. И.Н.Бекмана,
Ржеж-Рассудово, 2001
Д-р. Джеральд Уайльд - профессор психологии в Королевском университете в Кингстоне, Канада. Родился в Голландии в 1932 году, защитил диссертацию в Университете Амстердама в 1962 году. Работал приглашенным профессором в Городском университете Нью-Йорка в 1964-65 гг., где руководил различными научно-исследовательскими группами. Он активно изучал безопасность на транспорте с конца 60-х и был приглашен на работу во Францию Голландию и Канаду. Он преподавал и исследовал психологию эргономики, искусство сбора и передачи сообщений в средствах массовой информации, изменение поведения на транспорте и психологию восприятия риска.
КОНЦЕПЦИЯ ГОМЕОСТАЗА
2.1 Термостатический контроль
2.2 Гомеостаз - не постоянство
2.3 Правила превосходства контрольной точки
К КОМПАКТНОЙ ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ РИСКА
3.1 Исследования Тейлора
3.2 Некоторые возможные следствия
3.3 Подтверждения открытий Тейлора
3.4 Французские сомнения
ТЕОРИЯ ГОМЕОСТАЗА РИСКА
4.1 Запланированный уровень риска
4.2 Осознанный уровень риска
4.3 Корректировка действий
4.4 Плата за аварию
4.5 Влияние водительского мастерства на поведение шоферов
4.6 Индивидуальные различия в мастерстве
4.7 Управление гомеостазом на индивидуальном уровне
4.8 Подтверждение концепции и ее распространение
ПОДХОДЫ И ДАННЫЕ
5.1 Перекрестные и продольные данные гибели людей
5.2 Интенсивность аварий «на километр пути», в отличие от «на душу населения»
5.3 Исторические заметки о том, что случилось между 1870 и 1910
5.4 Дорожные происшествия и состояние экономики
5.4.1 Дополнительные исследования уровня безработицы
5.4.2 Новые вопросы
5.5 Нет ли других версий?
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
6.1 Образование
6.2 Обучение
6.3 Убаюканный в иллюзии безопасности
6.4 Роль средств массовой информации в безопасности и здоровье
6.4.1 Критерии эффективности
6.4.2 Компоненты посланий
ТЕХНИКА КАК ЛЕКАРСТВО?
7.1 Эксперимент с Мюнхенским такси
7.2 Колеса беды
7.3 Светофоры
7.4 Производственные стандарты на автомобиль
МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ
8.1 Выпивка и управление автомобилем
8.2 Обязательное использование ремней безопасности
8.3 Суровые меры Нашвилля
8.4 Японский рекорд дорожной безопасности
ГОМЕОСТАЗ РИСКА В ЛАБОРАТОРИИ
9.1 Баланс на грани
9.2 Переоценен или недооценен риск - как определить?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
10.1 Особенности характера, позиций и стилей жизни
10.2 Ненадежность ответственности за аварии
10.3 Взгляд вперед и взгляд назад
10.4 Демографические характеристики
ПООЩРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ
11.1 Наказание опасных действий
11.2 Развитие стимулов безаварийной езды
11.3 Сдерживающие средства
11.4 Условия эффективного стимулирования
11.5 Сравнение рабочих с водителями
11.6 Что правительство может сделать?
11.7 Роль автомобильного страхования
11.8 Резюме 100
ПЕРСПЕКТИВЫ
12.1 Экспектализм – стремление к лучшему будущему
12.2 Эпилог
Рисковать - подвергать себя потенциальным потерям (убыткам) (От латинского risicare – опасное плавание среди скал и рифов).
Запланированный (целевой) риск - уровень риска, который личность считает допустимым для получения максимально возможных выгод от своей деятельности. (Синонимы: приемлемый, допустимый, предпочтительный, требуемый; заданный, целевой риск).
Гомеостаз - процесс регулирования, который поддерживает выходные параметры близкими к целевым, путем компенсации нарушающего влияния внешних воздействий. Например, температура тела человека гомеостатически заключена в узкие пределы, несмотря на существенные изменения температуры окружающего воздуха. (От греческого homeo - согласованное, подобное или статическое состояние дел).
Замечание: Согласно энциклопедии гомеостаз - (от гомео - неподвижность, состояние) - совокупность сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (например, постоянство температуры тела, концентрации глюкозы и кальция в крови, концентрации водородных ионов, уровня кровяного давления и т.п.). Примеры гомеостаза: сужение кровеносных сосудов (в основном - сосудов брюшной полости), опорожнение кровяных депо, повышение кровяного давления и расширение сосудов сердца и мозга, наступающее при недостаточном поступлении кислорода в легкие и кровь.
Гомеостаз риска: степень рискованного поведения и величины потерь, вызванные несчастными случаями или зависящими от стиля жизни болезнями, ожидаемые за некоторый срок, которые еще не приводят к изменениям в запланированном уровне риска.
Чтоб добраться до источника,
надо плыть против течения.
Станислав Е. Лец [1].
Человек никогда не может быть полностью уверен в исходе своих поступков. Следовательно, все поступки являются рискованными. Вы уже предприняли рискованный поступок открыв эту книгу и прочтя несколько первых строк. Сделав это, вы оказались перед другим риском: читать ее или положить обратно на полку.
А что я должен делать, как автор этой книги? Несомненно, я был бы рад, если бы вы прочли ее, поскольку я написал ее. Если вы решитесь читать, есть шанс, хотя и слабый, что в конце вы поймете, что могли потратить свое время на что-то лучшее. Если вы сразу же вернете книгу на полку, вы позднее возможно почувствуете разочарование, догадываясь, что упустили благоприятную возможность узнать нечто важное для себя и человечества в целом. Итак, какому риску вы решили себя подвергнуть?
Я выбрал такой стиль изложения, который, надеюсь, побудит вас к чтению. Но, вопреки моему мнению, вы можете счесть мой стиль либо слишком популярным, либо излишне академическим: многие писатели доставляют удовольствие очень немногим, несмотря на важность тематики.
Таким образом, как читатель, так и писатель вовлечены в рискованную деятельность, хотя возможные последствия довольно тривиальны. Но существуют более серьезные риски: катастрофы, травмы, порча имущества, смерть, болезнь и психическое расстройство. Эти серьезные риски и являются основными темами, обсуждаемыми в этой книге.
Большое число несчастных случаев является следствиями нашей ежедневной деятельности, привычек и стиля жизни. Мы увеличиваем вероятность личных бед каждый раз, когда управляем автомобилем или самолетом, залезаем на лестницу, курим или употребляем спиртные напитки, переходим улицу, поднимаем тяжести, вступаем в половые связи с незнакомцами, разводим огонь, плаваем или бегаем трусцой, пользуемся рабочими инструментами, и т.п.
Несчастные случаи - удел немногих, но так как они обычны, то эти "незначительные" бедствия вносят значительный вклад в общенациональную статистику. Миллионы людей вовлечены постоянно, ежедневно и даже по несколько раз на дню в опасную деятельность, и именно их действия рассматриваются в данной книге. Мы не интересуемся здесь редкими решениям кучки людей с потенциальными катастрофическими последствиями для многих, типа начала войны, строительства и эксплуатации атомной электростанции, транспортировки опасного груза через густонаселенный регион и т.п.
Рассмотрев статистическую и экспериментальную информацию по наиболее важным рискам, охватывающим большое число людей, мы обнаружим множество удивительных на первый взгляд эффектов. Например, мы все знаем, что курение сигарет вызывает болезни сердца и легких, приводящие к преждевременной смерти. И мы знаем, что прекращение курения снижает вероятность возникновения этих болезней. Вы можете ожидать понижения случаев болезней сердца и легких у лиц, которым врач рекомендовал бросить курить и которые на самом деле бросили. И ваши ожидания верны. Болезни реже встречаются в этой группе людей. Однако, если вы ожидаете уменьшение темпов смертности в этой группе, факты будут против. При сравнении группы просивших курить с контрольной группой, выяснилось, что продолжительность жизни бросивших курить немного короче [2]! Правда, разница в темпах смертности между контрольной и завязавшей группами статистически не значима (вероятность подобной ситуации, как простого случая, больше, чем одна двадцатая). Но, несомненно, эти факты не подтверждают общепринятые поверья или научные ожидания.
Мы все знаем, что водители, использующие ремни безопасности, в среднем, благополучнее переживают крушение, чем те, кто ими пренебрегает. Поэтому мы ожидаем, что законы, требующие от водителей обязательного использования ремней безопасности, будут уменьшать интенсивность транспортных аварий, приходящихся на душу населения. Вы вероятно ожидаете аналогичную выгоду от создания более прочных автомобилей и от строительства хороших автострад. Но в реальности ничего подобного не происходит [3,4].
Человеку свойственно ошибаться. Наши восприятия и рассуждения склонны к ошибкам. Когда вы смотрите на Рис. 1.1, вы, вероятно, полагаете, что отрезок прямой между первой и второй стрелками (линия а) длиннее отрезка между второй и третьей стрелками (линия b). Измерения линейкой легко докажут, что вы ошибаетесь: на самом деле линия b немного (на 1%) длиннее а.
Рис. 1.1 Какая линия длиннее: а или b?
Вы вероятно согласны с силлогизмами типа:
Все люди смертны
Сократ - человек
Следовательно, Сократ смертен.
Вывод следует из первых двух утверждений. Теперь рассмотрим два других примера:
Во многих катастрофах автомобили заносит перед столкновением. Неблокирующиеся тормоза уменьшают вероятность заноса. Следовательно, установка таких тормозов уменьшит число катастроф. Многие катастрофы на перекрестках происходят с машинами, сталкивающимися под прямыми углами. Светофоры уменьшают частоту таких столкновений. Следовательно, установка светофоров уменьшит число аварий на перекрестках.
Из-за кажущегося подобия сократовым силлогизмам, казалось можно заключить, что выводы из обоих аргументов справедливы. Аналогия, однако, обманчива и выводы неверны. Хотя сам Сократ - живи он в наше время - вряд ли попал в эту ловушку, люди часто в ней оказываются. Люди легче соглашаются с ошибочными заключениями, когда они соответствуют их социальным позициям и исходным концепциям. Это особенно верно для граждан, которые не склонны к анализу путей, по которым они знакомятся с внешним миром [5], "тяжелый случай" как говорится.
Человек ошибается, но человек также осознает свои ошибки. Степень, с которой это осознание помогает скорректировать ошибки, обеспечивает дальнейшее проникновение в суть дел и способствует прогрессу. Известно, что мудрости каждого человека противоречат друг другу, но их совокупность образует мудрость человечества.
В некоторых частях мира проблемой является гибель от наводнений. Строительство дамб уменьшает вероятность наводнений. Можно ожидать, что подобные сооружения будут уменьшать число жертв наводнений. Снова, это не подтверждено фактами [6]. Удивительно также, что в большинстве развитых стран насильственная смертность - в основном вызванная катастрофами - практически не изменялась в течение первых трех четвертей 20-го века, за исключением периодов войн. Эта смертность включает гибель в катастрофах всех типов, рассчитанная на душу населения, и колеблется в пределах исторических вариаций в половом и возрастном составе населения региона [7]. Можно заметить плохо выраженный ниспадающий временной тренд. И это несмотря на существенные технические, законодательные, образовательные и медицинские успехи, достигнутые за тот же период.
В эти наблюдения трудно поверить. Не ясно, почему на динамику катастроф не оказывает заметного влияния видимый прогресс в инженерной безопасности, нормативных актах или запрещающих законах, возросшая информированность населения в сфере рисков, более эффективная медицинская помощь, предотвращающая немедленную смерть жертвы катастрофы. Как следует относиться к этим и другим аналогичным фактам?
Я полагаю, что все упомянутые выше эффекты можно объяснить довольно простой теорией поведения человека в условиях риска. Эта теория и будет центральной темой моей книги.
Теория гомеостаза риска утверждает, что в любой сфере деятельности человек допускает определенный уровень субъективно оцененного риска для своего здоровья, безопасности и других важных для него аспектов, в обмен на преимущество, которое он надеется получить от этой деятельности (передвижение, работа, еда, питье, наркотики, отдых, любовь, спорт и т.п.) [8].
В любой поведенческой активности, человек непрерывно определяет степень риска, которую он способен выдержать. Затем он сравнивает эту степень с количеством ощущаемого в ходе деятельности риска, и пытается уменьшить разность между этими величинами до нуля. Если уровень субъективно испытываемого риска ниже допустимого, человек меняет свои действия, чтобы увеличить свое ощущение риска. Наоборот, если субъективно испытываемый риск выше допустимого, человек начинает действовать осторожнее. Следовательно, он выбирает свои действия так, чтобы реально ощущаемый риск соответствовал допустимому уровню. В ходе последующей деятельности, снова сравниваются существующий и допустимый уровни риска и выбираются возможные регулирующие действия для минимизации разности, и так далее.
Каждое конкретное регулирующее действие приводит к возникновению объективной вероятности риска несчастного случая или болезни. Сумма всех регулирующих действий со стороны всех членов общества за данный период времени (год или несколько лет) определяет динамику несчастных случаев или зависящих от стиля жизни болезней населения.
Эта динамика, равно как более прямая и чаще встречающаяся персональная осторожность перед опасностью, по очереди влияют на степень риска людей и на их действия в последующий период времени. Они принимают решения о своей будущей деятельности и эта деятельность определит последующий темп генерируемых человеком несчастий. Образуется "замкнутая петля" между прошлым и настоящим и между настоящим и будущем. В долговременной перспективе интенсивность производимых человеком несчастий в основном зависит от степени риска, которую население считает приемлемым.
Короче, теория гомеостаза риска предполагает, что динамика национальных потерь из-за катастроф и зависящих от стиля жизни болезней представляет собой регулируемый процесс замкнутого цикла, в котором запланированный уровень риска оперирует как единственная контролируемая переменная. Если мы хотим уменьшить невзгоды, то все усилия нужно направить на уменьшение уровня риска, приемлемого для населения в целом.
Используя эту теорию, мы можем теперь разгадать загадки, упомянутые ранее. Предлагаемым в этой книге ключом от подобных проблем является утверждение:
Люди меняют свое поведение в ответ на осуществление мер по охране здоровья и безопасности, но степень опасности путей, которые они выбирают, будет оставаться неизменной до тех пор, пока эти меры не убедят людей изменить уровень риска, которому они готовы подвергаться.
Мы теперь можем объяснить, почему строительство современных многополосных автострад приводит к уменьшению числа погибших на дороге, рассчитанному на единицу пути, тогда как число смертей, рассчитанная на одного человека, остается той же самой или даже увеличивается.
Рассмотрим следующие аргументы:
Река впадает в море через дельту.
Дельта представляет собой три одинаковых рукава.
Перекрытие двух рукавов уменьшит поток воды в море на две трети.
По всей видимости, вы отвергнете этот вывод. Это неудивительно, т.к. он очевидно неверен. Невозможно оказать сопротивление потоку до тех пор, пока остаются свободными альтернативные пути. Невозможно уменьшить смертность из-за аварий и болезней, пока все причины преждевременной гибели не будут устранены законами или техническими нововведениями. Этого, конечно, никогда достигнуть не удастся. В упомянутом выше случае река просто потечет по третьему каналу.
Еще более удивительно, что власти, ответственные за безопасность и здоровье населения, объясняют людям, что они должны, а чего не должны делать, чтобы избежать травм или болезней, связанных со стилем жизни, не предлагая при этом никакой мотивации для уменьшения запланированного риска, не объясняя народу причин, по которым следует удлинять жизнь каждого человека. И еще удивительнее, что мудрость и эффективность этой превентивной практики мало кого заботит. "Иллюзия Дельты" - самая большая иллюзия.
Очевидно, что самый надежный путь сведения транспортных катастроф на конкретной дороге к нулю - полное закрытие этой дороги для движения любого вида транспорта. Но очевидно, что водители начнут ездить по другим дорогам, причем катастрофы мигрируют с ними в другие места. Закрытие дороги - не эффективное средство. Это очевидно? Так почему запрещение употребление алкоголя водителем или закрытие границ для незаконной торговли наркотиками считаются эффективными мерами? Тот, кто так полагает, является жертвой Иллюзии Дельты.
В приведенных ниже главах вся традиционная превентивная практика ставится под сомнение. В частности, обосновывается тезис, что традиционное доверие к принудительным законам, к информации населения о некоторых опасностях и к модернизации физических аспектов созданной человеком окружающей среды оказывается не продуктивным с точки зрения улучшения здоровья и безопасности в ситуациях, зависящих от человеческого поведения. Потребуются усилия, чтобы объяснить, почему это так.
На первый взгляд этот тезис кажется пессимистическим, но это не так. Теоретические идеи, объясняющие ограниченный успех традиционного подхода, указывают на пути внедрения эффективных мер безопасности. Альтернативные способы направлены на увеличение стремления человека к безопасному и здоровому образу жизни. Таким образом, как альтернативный к старым законодательному, образовательному и техническому подходам, предложен мотивационный подход к предохранению. Этот подход дает людям стимул жить дольше и, следовательно, внедряет безопасный и здоровый образ жизни. Документальные свидетельства, полученные по этой стратегии, четко подтверждают ее существенно большую эффективность по сравнению с традиционным подходом. И поскольку мотивационный подход дает меньше побочных эффектов, чем традиционные контрмеры, и дешев в исполнении, он обеспечивает надежду на построение счастливого общества.