ДЕТСКАЯ ЯДЕРНАЯ АКАДЕМИЯ

Тел: (095) 248-44-20; E-mail: dqa@paideia.ru; Сайт ДЯА http://dqa.paideia.ru

Ректор Детской Ядерной Академии: Крупнов Борис Валентинович
Председатель Научно-образовательного совета ДЯА: Бекман Игорь Николаевич

Профессиональная ориентация молодежи и ее вовлечение в перспективные сферы труда и деятельности становится стратегическим направлением в наращивании интеллектуального потенциала России. Наиболее перспективными сферами современной практики в развитых странах являются высокотехнологичные производства, среди которых одно из ведущих положений занимают отрасли, использующие последние достижения ядерной науки и технологии. Ядерная сфера России, возможно, единственная на сегодня сфера, закладывающая фундамент будущего процветания страны и также являющаяся стратегически перспективной для наиболее талантливой молодежи. В связи с этим возникнет задача всеобщего просвещения населения, распространения качественной и достоверной информации о ядерной энергетике.
Особая роль в решении этой задачи отводится привлечению средних и старших школьников к выполнению научно-образовательных проектов при активном участии представителей профессионального сообщества ядерной сферы. Образовательный смысл деятельности ДЯА связан с созданием условий для инициирования образовательного запроса учащихся и выход на проектирование личных образовательных программ.
Одно из направлений деятельности ДЯА - способствовать внедрению новых представлений об экологии, как науке и практике не просто защищающей природу, но способствующий повышению качества жизни людей на основе безопасного технологического и промышленного развития.
Работа со слушателями академии происходит по следующи направлениям:
- информирование о ядерной сфере и выявление персональных интересов
- привлечение к участию в индивидуальных и коллективных проектах
- поиск своего профессионального места в структуре ядерной сферы
Выявление персональных интересов основывается на предъявлении слушателям академии разнообразной информации о многочисленных профессиях и направлениях деятельности. Такая информация представлена на сайте ДЯА http://dqa.paideia.ru Слушателям предлагаются интересные проекты, связанные с решением реальных практических задач ядерной сферы, а также экспертиза и консультации при выполнении проектов. Важную роль в деятельности ДЯА играет Патронатная служба, отвечающая за продвижение каждого слушателя, реализацию личной образовательной программы, становление личности будущего профессионала.

Проекты ДЯА
- Интернет портал "Детская ядерная академия"
- Интернет-журнал "Энергия Жизни"
- Он-лайн - издания "Детская ядерная энциклопедия"
- Сетевые научно-образовательные проекты
- Сеть региональных отделений ДЯА
- Региональные туры конкурсов ДЯА
- Международный проект "Нуклеополисы - ядерные города"

Всероссийский конкурс научно-образовательных проектов "Энергия будущего" среди школьников и учащихся средних специальных заведений
2005 год - третий конкурс

Организаторы конкурса:
Федеральное агенство по атомной энергии
Детская ядерная академия
Институт учебника "Пайдейя"
Союз территорий и предприятий атомной энергетики
Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН
Генеральный спонсор конкурса ОАО "Техснабэкспорт"

Главной целью Всероссийского конкурса "Энергия будущего" является выявление одаренной молодежи, проявляющей склонность к профессиональной деятельности в ядерной сфере в самом широком спектре специальностей, и оказание учащимся всемерной поддержки в профессиональном образовании и личностном развитии путем их привлечения к выполнению научно образовательных проектов при активном участии представителей профессионального сообщества ядерной сферы. Особое значение придается инициированию проектной деятельности учащихся, направленной на решение региональных проблем, развития територий, на повышение качества жизни населения.

Третий Всероссийский конкурс «Энергия будущего-2005» проводится по следующим номинациям:
-Энергетика, региональное развитие, качество жизни. Нуклеополисы - ядерные города.
-Глобальные экологические проблемы. Природа и техносфера.
-Безопасность атомной энергетики.
-Тайны атомного ядра и материи. Применение достижений ядерной науки, техники и технологий.
-Ядерная энергетика и общество. Гуманитарные проблемы ядерной цивилизации.

К участию в конкурсе допускаются проекты, а также исследовательские и аналитические работы, Интернет-сайты, эссе, статьи (для СМИ-проектов). В конкурсе участвуют как законченные разработки, так и заявки на проект. По желанию конкурсант может стать слушателем Детской ядерной академии (ДЯА), сотрудники которой помогают уточнить тему проекта и обеспечивают научное сопровождение разработок. Все проекты будут представлены на сайте конкурса http://www.ef-concurs.paideia.ru/, где с ними смогут ознакомиться все желающие. Заявка на конкурс для предварительного отбора может быть выслана в адрес ДЯА электронной почтой по адресу dqa@paideia.ru до 1 ноября 2004 г. Прием законченных проектов для участия в финальном туре конкурса 2004 г. завершается 28 февраля 2005 г. В апреле 2005 г. состоится публичная защита проектов и награждение победителей.

ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЯА

В последних выступлениях Президента и министров Правительства РФ можно отметить устойчивую тенденцию поиска путей внутреннего роста и укрепления внешних позиций Российской Федерации. В Послании В.В. Путина констатируется, что нормой в международном сообществе, нормой в современном мире является жесткая конкуренция: за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние, и что в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной. Фактически, это можно принять как лейтмотив столь долго ожидаемой Народом России доктрины национального развития. Дело осложняется тем, что, как отмечает Президент, в последние годы экономического роста нам удалось разве что не увеличить отставание от других стран. В сложившейся ситуации, очевидно, необходим поиск “локомотивов” Российской экономики и открытия “зеленого света” на пути их движения. Такими локомотивами, как показывает опыт мировых “экономических чудес” конца прошлого тысячелетия, могут быть только высокотехнологичные отрасли. Добывающие производства могут явиться лишь “стартовыми ускорителями” и то лишь при благоприятной конъюнктуре мировых цен на сырье. Одним из прорывных для России направлений является ядерная сфера. Стратегическая линия, обозначенная министром по Атомной энергии А.Ю.Румянцевым на последней расширенной коллегии Минатома РФ, четко обозначает, что атомная отрасль, как никакая другая, подготовлена к прорыву в области развития науки и технологий на ее основе. Значительный и устойчивый рост атомной отрасли за последние годы создает предпосылки для подъема экономики России в целом. Отрасль включает наиболее интеллектуально и технологически емкие производства. Эта сфера, оставаясь с одной стороны одним из оплотов могущества государства в современном мире, требует выработки четко продуманной долгосрочной государственной политики. Выработка такой политики это не только забота о перспективах развития научно-технологического потенциала, как такового. Это самая, что ни наесть экономическая целесообразность. Поскольку ядерная отрасль это многопозиционная структура, способная эффективно присутствовать на различных секторах рынка, соответственно кризис одного сектора рынка отнюдь не означает крушение отрасли и потери вложенных в нее инвестиций. Тем самым обеспечивается эффективность отрасли, и, в силу ее глобальности, эффективность Российской экономики. Таким образом, долгосрочная государственная полтика должна затрагивать развитие всех направлений атомной отрасли. Очевидно, что базовый вектор развития ядерной сферы не может быть реализован на уровне малого и среднего бизнеса, поскольку ее развитие ориентировано на долгосрочные инвестиции, длительные циклы доводки технологий до рыночных стандартов и длительные циклы кадрового воспроизводства. Последний пункт заслуживает особого внимания. Перспективы развития регионов России и государства в целом неразрывно связаны с жизненными перспективами юных граждан. Социальная политика, в рамках которой государство берет на себя ответственность лишь за обеспечение минимального прожиточного уровня семей, подготавливает к жизни именно «выживающие», а не стремящиеся к процветанию поколения. Это напрямую противоречит Статье 7 Конституции РФ, в которой четко прописано, что “ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Мы строим социальное государство, а путь к государственному и общественному процветанию лежит только через задание глобальных перспектив молодому поколению в целом. Вполне очевиден тот факт, что устойчивость роста и расширение деятельности в отрасли невозможны без притока талантливой молодежи, которая бы относилась к работе в атомной отрасли не только как способу существования, но и как к делу своей жизни. Мировой опыт развития крупнейших отраслевых корпораций наглядно демонстрирует тот факт, что мотивационная составляющая работы сотрудников не менее важна, чем их достойное материальное стимулирование. Жизненные перспективы детей и молодежи должны являться объектом управления на государственном уровне и требуют создания в будущем специального общегосударственного института перспективности детства и юношества, подразумевающего персональные инвестиции в будущее поколение и соответственно в развитие регионов России. Стратегии развития регионов России в среднесрочной и долгосрочной перспективе изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов (политических, экономических и т.д.), однако в современном мире они должны быть жестко связаны с развитием в регионах высокотехнологичных отраслей. Иначе ни о какой глобальной Мировой конкуренции России не может быть и речи. Развитие научного комплекса атомной отрасли России, как справедливо было отмечено министром А.Ю.Румянцевым, создает потенциал привлечения молодежи в отрасль, и эту тенденцию, несомненно, можно считать как локально региональной, так и общегосударственной. Однако для эффективной реализации этого потенциала требуется формирование широкой, а главное, действенной профильной инфраструктуры подготовки профессионального продвижения кадров в масштабах отрасли в целом. Эта инфраструктура, в свою очередь явилась бы одной из “точек роста” упомянутого выше института перспективности детства и юношества. Но на настоящий момент подобной глобальной отраслевой профильной инфраструктуры не существует. Традиционные связи высших учебных заведений с потребителями кадров в значительной степени нарушены. Ситуация усугубляется существенным ухудшением качества общего среднего образования и приближающимся демографическим «провалом» (количество молодых специалистов с 2003 г. станет систематически уменьшаться ежегодно на 2 – 4%). Для исправления сложившейся ситуации, и, что гораздо более существенно, для наращивания стратегических горизонтов в кадровой сфере атомной отрасли, необходимо в первую очередь создать механизмы влияния профессионального отраслевого сообщества на развитие образовательной системы на различных возрастных и образовательных уровнях.
Таким механизмом, возрождающим с одной стороны лучшие советские традиции профессиональной ориентации и довузовской подготовки, а с другой стороны использующим системоинтегрирующие возможности современных информационно-коммуникационных технологий может явиться проект Детской ядерной академии,.Основой для разработки такой инфраструктуры могут послужить практико-ориентированные разработки в области системной интеграции социальной сферы, проводимые в течение нескольких последних лет Институтом учебника «Пайдейя».
Технологической основой проекта является использование стандартных форм дистантного обучения и телеконференций в сочетании с современными PR и HR технологиями, идейная направленность которых должна определяться профессиональным ядерным сообществом России. Такой подход позволяет заинтересовать и вовлечь молодежь самых разных возрастов и образовательных уровней в реальную нынешнюю жизнь атомной отрасли, помочь молодым людям почувствовать собственные перспективы в ней и осознать себя значимой неотъемлемой частью и несомненным будущим, научно развитой, высокотехнологичной, а потому сильной и могучей России. Мы предлагаем разработать системные решения по реализации молодежной отраслевой кадровой программы:
1. Создание федеральной экспериментальной площадки «Детская ядерная академия»
2. Организация на базе 3 – 4 ядерных наукоградов России сетевой экспериментальной площадки по созданию на основе современных информационно-коммуникационных технологий системы персонального патроната и ориентации детей и юношества на вхождение в профессиональное ядерное сообщество России.
3. Разработка принципов внутриотраслевой и межведомственной интеграционной политики в области профессиональной ориентации детей и юношества.
Просим Вас помочь в реализации данных работ и выступить непосредственным куратором стратегического проекта ДЯА, принять нас для изложения идеи данного проекта и помочь в финансировании и организации проекта.


Hosted by uCoz